Контакты для связи
световой десант, 21-25 сентября 2024
СУЗДАЛЬ: СИЛУЭТЫ
СПАСО-ЕВФИМИЕВ МОНАСТЫРЬ XIV-XVIII В.В.
световой десант, 21-25 сентября 2024
СУЗДАЛЬ: СИЛУЭТЫ
СПАСО-ЕВФИМИЕВ МОНАСТЫРЬ XIV В.В.
В конце сентября состоялся Световой десант: «Суздаль: Силуэты».
Участники и эксперты исследовали старинный город, себя и свет. В итоге мы создали вечерний пешеходный маршрут на полкилометра (!!!), в монастыре XIV века, а потом провели по нему авторские ночные экскурсии.

Найти и обнажить новые смыслы локации через художественный свет, заронить любовь к нашему делу в широкие массы - такова была ключевая цель.
Но не все шло гладко...

Последняя ночь перед инсталляцией, время 20.00, сообщение в общий чат участников:

«Они уже здесь! Они идут! Они идут! Их так много, что нам делать?!!»
«Дорогие участники, несмотря на вечер буднего дня, были разобраны все 150 билетов на вашу авторскую экскурсию. Мы сами приятно удивлены. Студенты-архитекторы ВлГУ приедут на заказном автобусе. Кто остальные регистранты? Мы знать - не знаем. Экскурсия должна длиться не менее часа. Успехов!»

На тот момент у нас было: намеченный крупными мазками экскурсионный маршрут, несколько условно отработанных светом локаций, много страха и азарта.
«Дорогие участники, несмотря на вечер буднего дня, были разобраны все 150 билетов на вашу авторскую экскурсию. Мы сами приятно удивлены. Студенты-архитекторы ВлГУ приедут на заказном автобусе. Кто остальные регистранты? Мы знать - не знаем. Экскурсия должна длиться не менее часа. Успехов!»

На тот момент у нас было: намеченный крупными мазками экскурсионный маршрут, несколько условно отработанных светом локаций, много страха и азарта.
Команда «Светового десанта» создала вечерний пешеходный маршрут, отличный от дневного. Мы сделали его без навигационных табличек и указаний, при этом каждый посетитель точно знал куда ему идти, где остановиться и куда обратить взор.

Человек всегда движется на свет и обращает внимание на яркостной контраст. Эволюционно это помогало нам выживать, глаз каждый миг ловит интерес или опасность, хотя мы это не всегда осознаем. На этой особенности восприятия мы и построили новый путь.
Наша первая локация - Благовещенская надвратная церковь и ее окружение. Источником вдохновения и новых смыслов для нас стала надвратная икона. Благовещение здесь имеет необычную колористику: Ангел сообщает Марии благую весть, но цвет его сообщения красный, как символ крови, которую прольет Христос. Красны на иконе крылья ангела, его одеяние и даже архитектура, на фоне которой он изображен. Мария смиренно принимает весть и цвет ее коричнево-черный. Скорбь о том, что еще не произошло.

Свет акцентирует икону как источник смысла и душу.

По сторонам церкви мы видим две плодоносящие яблони. Яблоки красны.
Свет отстроен так, чтобы взгляд фиксировался на плодах и их насыщенном цвете со стороны Ангела. Со стороны Марии дерево воспринимается темным контражуром - в цвет одежды Богородицы. Таким образом окружение вбирает, предвосхищает и транслирует в мир историю надвратной иконы.
Вторая локация - настоятельский сад большой и малый.
Оба сада восстановлены в этом году в рамках реставрации и приспособления к современному использованию.

Настоятельский сад - это образ рая на земле.

Он полон цветов, а его центр - древо спасения. Свет следует этой логике. В темное время суток мы окаймили его световыми силуэтами куполов и башен. Вертикальный центр архитектурной и световой композиции - высокий клен и беседка, горизонтальный - ковровый рисунок из трав и цветов.
Третья и ключевая локация - Спасо-Преображенский собор.

Дневной маршрут приводит нас к главному храму со стороны соборной площади. Но здесь архитектура здания раскрывается в сильном ракурсе, т.е. мы видим не весь храм целиком, а лишь его фрагмент.

Вечерний путь мы выстроили иначе.

Когда человек минует сад настоятеля, в поле видимости попадает фрагмент монастырской стены и башня с деревом. Эта световая композиция находится на отдалении и заставляет двигаться к ней, как маяк в темноте.

В середине пути свет заставляет нас обратить внимание в сторону и перед путником неожиданно раскрывается главный вид на собор. Это кульминация нашего маршрута. Главный фасад Спасо-Преображенского собора, колокольня, тюремный корпус и старинные деревья выстраиваются в панораму, которая видна только с этой точки.

Заливающий свет обозначает общий силуэт объектов. Акцентный выделяет собор как главного героя. Акценты падают на надвратную икону и золотой центральный купол с крестом, символизирующий Спасителя.
Как и всегда красивой инсталляции предшествовала большая и слаженная работа нашей команды экспертов и участников мероприятия. Пробы и ошибки, эксперименты, озарения!

А в конце... бесценная возможность увидеть результат своего труда и поделиться им с благодарными зрителями.
Команда десанта
Участники и соавторы:
Ванина Юлианна, Егорова Елизавета, Жукова Юлия, Коваленко Сергей, Петухов Александр, Петушкова Татьяна, Покровская Анна, Сапунов Евгений, Сафарова Александра, Ширяева Елена, Узакова Нигина

Эксперты:
· Гусева Александра - светодизайнер компании The Light, соавтор проекта освещения Суздальского Кремля,
· Дробнич Ольга - инженер-реставратор, аттестованный Минкультуры России эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, директор ООО «Парковая реставрация»,
· Людвиг Сергей - светодизайнер, партнер MYMAF,
· Носов Дмитрий - соавтор освещения объектов ЮНЕСКО, основатель компании The Light,
· Приходько Анастасия - светодизайнер, кандидат архитектуры, доцент МАРХИ, основатель проекта «Лаборатория света»,
· Рыбалова Надежда - историк искусства, реставратор, заместитель начальника научно-исследовательского отдела Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Фотограф: Анна Смирнова, некоторые фотографии предоставлены участниками и пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Автор и организатор мероприятия: Приходько Анастасия
Кусково Театральный кусок имений Шереметевых
Ссылка на статью с историей усадьбы откроется в новой вкладке.
Партнеры