На улице Рождественка, дом 11, расположен корпус Московского Архитектурного Института (МАРХИ), построенный в 1911–1914 годах под руководством архитектора Александра Васильевича Кузнецова.
Корпус выполнен в стиле рациональный модерн: без излишних украшений, строгий и лаконичный. Изначально планировалось богатое декорирование, однако нехватка средств и начало Первой мировой войны вынудили упростить задумку.
Корпус выполнен в стиле рациональный модерн: без излишних украшений, строгий и лаконичный. Изначально планировалось богатое декорирование, однако нехватка средств и начало Первой мировой войны вынудили упростить задумку.
Центральным элементом интерьера стала главная лестница, которой архитекторы эпохи модерна уделяли особое внимание. Корпус уникален тем, что первый в Европе построен без единой балки. Здесь впервые в таком масштабе применена технология железобетонного строительства, что существенно снизило затраты и открыло новые возможности для архитектурных решений. А.В. Кузнецов по праву считается пионером железобетона в России.
Ещё одним важным моментом является функциональная гибкость внутреннего пространства. Архитектор А.А. Галецкий продумал свободную планировку, чтобы можно было легко менять конфигурацию помещений. А на эксплуатируемой кровле, засаженной травой, студентам позволялось работать под открытым небом на пленэре.
В 2022 году Кузнецовский корпус был обновлен и отремонтирован. Проект интерьерного освещения для этого пространства разработала Анастасия Приходько. Проектные работы предваряло натурное светомоделирование при участии администрации Института. Здесь были отыграны и приняты все концептуальные решения. Ключевой идеей освещения общественного пространства стал отраженный свет, направленный вверх.
Белые стены и потолки прекрасно переотражают свет. Такое решение подчёркивает стилистические особенности интерьера: плавные модерновые изгибы, грани стройных столбов, декоративные элементы лестницы. Главная лестница – изюминка интерьера, имеет специальное освещение. Ее тыльная сторона, выходящая на центральный вход, украшена кессонами. Скользящий свет подчеркивает пластику этих прямоугольных ячеек.
Основные светильники установлены на стенах и столбах выше уровня глаз, оснащены антиспепящими аксессуарами. На подвесах дополнительно смонтированы несколько прямоугольных светильников индивидуального изготовления, работающих в двух направлениях: вниз для обеспечения нормируемой освещённости, и вверх, чтобы создать эффект лёгкого, «парящего» светлого потолка. Так получилась световая среда, подчёркивающая уникальность пространства и гармонично дополняющая архитектурный замысел.
Фотографии: Алина Баль, Дмитрий Подлягаев