Проекты

Дом-музей Г.М.Кржижановского

2024-12-19 00:12
Особняк, в котором расположена квартира Г.М. Кржижановского, относится к архитектуре русского классицизма первой трети XIX века. Является объектом культурного наследия регионального значения.
Именно в этом доме в одной из квартир разрабатывался и бурно обсуждался план ГОЭЛРО (электрификации всей страны), здесь часто бывали В.И.Ленин, Н.К.Крупская, общественные деятели, многие писатели и музыканты. (На фото тот самый интерьер). Сегодня здание является Музеем-квартирой знаменитого инженера-электротехника и открыто к посещению.
В некоторой степени можно сказать, что именно здесь творилась история, ставшая трамплином для современных супер-возможностей в светотехнической отрасли. Поэтому к задаче осветить дом Кржижановского мне хотелось подойти максимально ответственно.
«Определенную сложность представляла асимметрия главного фасада. С правой стороны находится блок входной группы, он ничем не украшен, увенчан карнизом, переходящим на боковой фасад. Левая часть главного фасада, напротив, имеет богатую пластику: здесь и эркер, и междуэтажный карниз, который загибается на левый боковой фасад. Как же сохранить силуэт и соединить светом воедино главный и боковые фасады? Справа мы установили светильники на верхнем карнизе и направили свет вниз, а слева – между этажами стеклом вверх. Сейчас решение выглядит органичным, но при согласовании оно вызвало множество споров. Асимметричное освещение неожиданно естественным образом вписалось в общую архитектурную композицию».
«Было непонятно, как равномерно залить светом середину особняка. Для этого на балконе за балюстрадой мы сделали специальную конструкцию, где установлены линейные светильники. Со стороны улицы ее не видно, эксплуатировать балкон она также не мешает (проверено балансодержателем). Это позволило реализовать заливающий свет второго и третьего этажей. Все светильники маломощные от 6 до 15 Вт, что не совсем традиционно для городского освещения. Мы использовали антислепящие аксессуары и кронштейны индивидуального изготовления, чтобы добиться нежного парящего эффекта и избежать слепящего действия»
При работе с объектами культурного наследия остро стоит вопрос сохранности дневного вида здания. Ведь современный светильник на «теле» сооружения – чужеродный и нежелательный элемент, требующий маскировки. Для целостности восприятия картины в светлое время суток все корпуса светильников покрашены в цвет части фасада, на которой они установлены. Отдельно в рамках проектных работ был проработан вопрос покраски осветительных приборов, находящихся на стыке двух цветов. Например, верхние линейные светильники смонтированные вдоль карнизов, окрашены в белый цвет, хотя они закреплены на зеленой части стены. Данный цвет был выбран из-за того, что их видно только под определенным углом и всегда на фоне белого карниза.
Фотограф: Максим Смирнов