Храм благоверного князя Александра Невского при бывшем Комиссаровом училище Москвы
2024-12-19 00:22
Храм благоверного князя Александра Невского был сооружен как домовая церковь при ремесленной школе, созданной в 1865 году. Через год, после покушения на императора Александра II, школа стала называться Комиссаровской по имени О.И. Комиссарова, спасшего Государя от террориста Каракозова.
В 1870 году она была преобразована в училище, и стала одним из лучших технических учебных заведений России. В 1871 году архитекторами К.В. Гриневским и П.С. Кампиони к зданию была пристроена домовая церковь. Несмотря на простую кубическую форму, сооружение получило выразительный образ за счет сильно выступающих высоких апсид жертвенника, дьяконника и основного алтаря. Четырехскатную кровлю венчал глухой барабан с небольшой шлемовидной главкой, которая являлась зрительной доминантой всего архитектурного ансамбля. Освящал храм митрополит Московский Иннокентий во имя святого благоверного князя Александра Невского. В мае 1920 года храм был закрыт и разорен. В постсоветское время он долго ремонтировался. С 2002 пребывал в статусе Патриаршего подворья, а вновь освятили его только весной 2015 года.
Несмотря на небольшие размеры храма, данное строение – это объект культурного наследия регионального значения, занимающий особое место в наследии Москвы.
Особенностью здания является его градостроительное положение – оно располагается в узком переулке, и с близкого расстояния всегда раскрывается фрагментарно или в резкой перспективе. Поэтому при разработке проекта архитектурно-художественного освещения большое внимание уделялось обеспечению образной выразительности и цельности восприятия храма как с дальних, так и с ближних видовых точек, камерности и деталировке. Строительно-монтажные работы велись долго и только ночью, чтобы не затруднять движение транспорта в переулке с односторонним движением.
В архитектуре храмов освещение играет одну из важнейших ролей, являясь не только функциональным элементом, но и мощным средством художественной выразительности. Оно способно подчеркнуть духовную значимость сооружения, выделить его среди окружающего пространства, а также обратить внимание на культурные, религиозные и эстетические ценности разных эпох.
Особенностью храма является его чистая кубическая форма, поэтому мы обозначили светом грани основного объема. Также выделили пилястры, нижний ярус и окна, а центральная часть апсиды наоборот была оставлена в тени.
Свет акцентирует главную мозаичную икону храма, изображающую Святого Александра Невского. С дальней ключевой видовой точки она находится на одной визуальной оси с венчающими храм барабаном, главкой, крестом.
Вместе они образуют единую световую вертикаль. Здесь была применена конструкция с использованием двух осветительных приборов с различной оптикой: один равномерно заливает плоскость мозайки, а второй очерчивает пластику арочной ниши, в которой находится икона.
Любой объект культурного наследия имеет так называемый предмет охраны (ПО) — это перечень элементов, говорящий о его ценности и придающий ему статус. Это могут быть окна, лепнина, двери, планировка и другие особенности здания. Одним из ПО этого объекта является его силуэт и венчающая главка с крестом, поэтому мы обязательно должны были выделить и крест, и купол так, чтобы они были заметны издалека.
Для визуального обозначения купола мы обычно используем узко-направленное заливающее освещение. Но здесь никаких опор, подходящих для этой задачи, не было. Было принято решение сделать индивидуальные Г-образные кронштейны с выносом до 1 метра и установить на них серию светильников. Конструкция получилась громоздкая, обычно такое избегают применять для объектов культурного наследия. Но в нашем случае, благодаря ограниченности видовых точек, мы «спрятали» ее на боковых стенах храма, которые практически ниоткуда не просматриваются. Таким образом мы использовали уникальность градостроительного положения себе во благо.